В последнее десятилетие количество детей, имеющих проблемы с речью, резко возросло. Причин этому явлению, по мнению специалистов, несколько: вредные привычки будущих родителей, наследственные и генетические заболевания, негативные психологические факторы, отрицательно влияющие на социализацию семьи условия, неблагоприятная экологическая обстановка. В результате профессия логопеда становится все более востребованной.
Светлана Цуканова – логопед с тридцатилетним стажем, автор технологии коррекции речи, разработанной в соавторстве с Лидией Бетц. По методике «Учим ребенка читать и говорить», получившей рекомендации Министерства образования Пермского края, построена работа единственного в Краснокамском районе логопедического детского сада № 2, где трудится Светлана. Окончив факультет дошкольного воспитания Пермского пединститута, она сразу приступила к работе. Специальность логопеда была тогда относительно новой, методических пособий не хватало, и молодые педагоги перенимали опыт старших наставников.
В 1982 году в детском саду работала одна логопедическая группа, в 1983 году появилась вторая, через некоторое время - еще две. Общее недоразвитие речи – диагноз сложный, и для его преодоления необходимы общие усилия логопедов, воспитателей и родителей. Для того, чтобы сделать коррекционный процесс более эффективным, наряду с книгами Светланы Цукановой и Лидии Бетц «Говори, читай», «Я учусь говорить», «Речевые праздники и развлечения» были опубликованы конспекты практических занятий. Сегодня логопеды детского сада №2 используют как проверенные временем, так и инновационные методы воспитания, образования и коррекции речи детей.
- За те два года, что ребенок посещает логопедический детский сад, он проходит большой и трудный путь развития, - говорит Светлана Цуканова, - когда логопед начинает работать с воспитанником, записывает его речь на магнитофон. Спустя два года мы слушаем запись и радуемся результатам!
Сложность работы логопеда в специализированном детском саду состоит, прежде всего, в том, что приходится исправлять одновременно несколько дефектов речи. Для этого необходим индивидуальный подход к ребенку и его родителям. Порой бывает трудно, но большинство мам и пап понимают, что нельзя упускать возможность сделать речь ребенка правильной и красивой. Поэтому педгоги детского сада №2 стараются выстроить систему работы с родителями таким образом, чтобы они были полностью вовлечены в процесс обучения. Мамы и папы выполняют с детьми домашние задания в специальных тетрадях, регулярно посещают консультации логопеда, познавательные занятия клуба «Родное слово». В группе «Капелька» действуют клуб «Здоровейка» и театральная студия, где дети вместе с родителями готовят сценки и ставят небольшие спектакли, сочиняют сценарии, придумывают костюмы. Маленькие артисты уже выступали в театральной школе и доме престарелых.
- Как правило, дети, попадающие в «Малышок», не слишком эмоциональны, - делится Светлана Цуканова, - а здесь они раскрывают свой потенциал, начинают декламировать стихи, выступать, и родители бывают нам за это очень благодарны.
В детском саду работает творческая группа «Логопед», в которую входят четыре специалиста: Светлана Цуканова, Людмила Аксенова, Татьяна Шаврина и Ольга Южанина. Они изучают новейшие логопедические методики, делятся новыми педагогическими разработками, определяют новые направления деятельности.
В детском саду есть книга отзывов, в которой записаны слова благодарности родителей, адресованные нашим логопедам, - гордится своими сотрудниками заведующая Светлана Демина. - Но самое ценное и важное в работе всего коллектива то, что педагоги достигают по-настоящему высоких результатов: ежегодно более двадцати детей получают возможность отправиться в школу, избавившись от дефектов речи, получив отличный уровень подготовки к учебе!
Факты. История, значение и перспективы профессии логопеда
История появления профессии
Профессия логопеда сравнительно новая. В прошлом дефекты речи не воспринимались как болезнь, требующая лечения. У кого-то эти проблемы проходили сами, остальные же говорили так, как могли. Впервые корректировать речь детей, обладающих слабым слухом, попытались в XVII веке в Европе. Если же у человека был хороший слух, но он не мог выговаривать несколько звуков, то исправлять дефект не пытались, считая это необязательным. Долгое время считали, что у дефектов речи физическая подоплека и лечить их нужно медицинскими препаратами. Лишь в середине ХХ века обратили внимание на психологические методы.
Важность, значение и социальный статус профессии
Если у человека неправильная дикция, то это может стать основанием для многочисленных комплексов. Многие люди стали бы намного счастливее, если бы когда-то родители отвели их к логопеду. Для человека очень важно общение с другими людьми, ведь он является социальным существом. Поэтому специалист, устраняющий дефекты, которые препятствуют нормальному общению, оказывает ему большую услугу.
Профессиональные качества
Логопеды работают в детских поликлиниках, детских садах. Это такая же распространенная профессия, как окулист или психолог. Работая с детьми, логопед должен быть сдержанным, приветливым, владеть основами педагогики, детской психологии, медицины. Если у ребенка проблемы с речью, это может быть вызвано многими причинами. Задачей логопеда является выявить их и исправить проблему, применяя наиболее эффективные методы.
Где и как получить профессию
Логопедом можно стать, окончив институт или университет по данной специальности. Это может быть педагогический или гуманитарный вуз
Юлия БУШМАКИНА