Католиковские чтения, носящие фамилию знаменитого педагога, посвящены вопросам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специалисты обсуждают проблемы воспитания детей, нуждающихся в государственной поддержке, а также путей решения наболевших педагогических, социальных и организационных вопросов.
В этом году чтения, прошедшие в Краснокамске 17 октября, были посвящены обсуждению 481 Постановления Правительства РФ, которое кардинальным образом меняет подход к воспитанию детей в детских домах.
Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Павел Миков подвёл некоторые итоги прошедшего мероприятия:
– Постановление Правительства вступает в силу в сентябре 2015 года, время пролетит очень быстро, и сегодня мы обсуждали пути развития девяти детских домов, которые остались в Пермском крае, девяти приютов для детей и Центра помощи детям-сиротам. Что делать в первую очередь? Как они должны перестроить работу? Детские дома должны быть организованы по семейно-воспитательному принципу. В каждой группе-семье должны проживать не более восьми детей разного возраста от 4 до 18 лет, у них должен быть постоянный воспитатель. Группа-семья должна проживать в ячейке квартирного типа, где имеются все функциональные помещения, как в обычной квартире. Всё это делается для того, чтобы подготовить ребёнка, который, к сожалению, воспитывается в детском доме, к самостоятельной жизни.
И если раньше детские дома считали своей главной целью присмотр и уход, то сейчас пред ними другая задача – в максимально короткие сроки устроить ребёнка в семью, желательно в кровную. Воспитатели должны научить ребёнка выстроить свои отношения с родителями, а родителям, лишённых родительских прав, помочь обрести эти права. Если же это невозможно, то помочь ребёнку обрести другую семью.
На чтениях также обсуждалось открытие центра «Молодая мама» для реальной помощи девочкам-сиротам, которые в 17-18 лет сами становятся мамами. У этих детей материнские инстинкты развиты слабо, а они остаются с проблемами один на один. Такой центр в крае необходим, и статистка подтверждает это: в 2013 году родилось 23 ребёнка у девочек, которым не исполнилось ещё 14 лет!
Так что проблем много, а год, данный на подготовку, пройдёт очень быстро.
– Довольны ли Вы тем, как встретил Вас Краснокамск?
– Особенно доволен педагогами Краснокамского детского дома, которые сегодня нас принимали. Мероприятие прошло замечательно. Видно было, что дети и воспитатели работали единой командой, что они вместе с большой ответственностью готовились к встрече более 200 гостей со всего Пермского края, а также из Свердловской области и Республики Коми.
Это единение мы чувствовали по духу, который сегодня царил в Краснокамском детском доме. Дети словно поняли, что дом, в котором они живут, не казённый, а их родной дом.
На сегодняшний день в отношении каждого ребёнка составлен план по устройству его в семью. Это первый шаг к тому, чтобы поменялось содержание работы детского дома, и он сделан.
Сейчас важно, чтобы краснокамцы поддержали этот порыв и откликнулись на инициативу детского дома, желающего, чтобы их дети оказались в семьях.
И особые слова – о вашем городе. Я бываю в Краснокамске часто, не один раз в год, и вижу, каким образом в лучшую сторону меняется город. Он стал ухоженным, чистым, появилось много интересных мест. Я обратил на эти факты внимание педагогов, сожалея, что они не могут задержаться на несколько дней, чтобы побывать в уникальном музее детской игрушки, на поляне сказок, побывать на встречах главы города с детьми, когда он рассказывает о военных победах, о краснокамских ветеранах.
Все проекты, которые реализуются в городе, направлены на то, чтобы жизнь в Краснокамске была насыщенной, культурной, интересной, чтобы краснокамцы не чувствовали себя забытыми в пригороде Перми, а гордились своим красивым любимым городом на Каме.
Я сегодня вручил главе города Юрию Чечёткину Благодарственное письмо не только за качественную организацию Седьмых Католиковских чтений, а, прежде всего, за заботу о Краснокамске и его жителях.
Наша справка:
Католиков Александр Александрович (1941-1996), русский педагог-подвижник, народный учитель СССР, бывший директор Сыктывкарской агрошколы-интерната.
Спасая детей из застрявшего на железнодорожном переезде автобуса, попал под поезд, потерял обе ноги, чудом выжил. Вернулся к педагогической деятельности. С 1973 и до конца жизни - директор школы-интерната для детей - сирот. Последователь А.С. Макаренко. В основу учебно-воспитательного процесса положил принципы трудового воспитания, коллективизма и самоуправления. Создал при интернате производственное хозяйство, где дети получают профессии, где царит культ труда и социальной справедливости. Обладая огромным педагогическим талантом, сильной волей, безграничной любовью к детям, обостренным чувством справедливости, бескорыстием и аскетичной беспощадностью к себе, соединенной с высокой требовательностью к педагогам и воспитанникам, сумел превратить школу-интернат для детей-сирот в подлинный семейный дом. Воспитанники считали его своим отцом. Девиз жизни Католикова: «Все дети – наши, и мы за них в ответе».
Татьяна Холодницкая
Поделиться в: